Театральная афиша - отзывы о спектакле. С любимыми не расставайтесь С любимыми не расставайтесь сюжет спектакля


С любимыми не расставайтесь
По пьесе Александра Володина

ХИТ СЕЗОНА!

Художественный руководитель постановки - Андрей Любимов
Режиссер-постановщик - Анна Гарнова
Действующие лица и исполнители:
Судья - Дарья Десницкая
Катя - Антонина Комиссарова
Митя - Максим Михалёв
Ира - Елена Митюкова, Виктория Рунцова
Керилашвили - Виктор Степанян
Лариса - Анна Андрусенко
Мать - Екатерина Вострова
и другие.

Александра Володина называют самым значительным драматургом России, последним гением ушедшего безумного века. Склонный к уединению, он тем не менее считал, что общение с людьми - самое главное условие счастья. Не терпел высокомерия и самодовольства, волевых людей без совести и душевных мучений, готовых взять в свою власть другого человека. Любил простых, скромных, «незаметных» и добрых. О которых и писал - ярко, пронзительно и честно.

В спектаклях и кинофильмах, основанных на его пьесах и сценариях, всегда слышна особая интонация - интонация негромкого провидца, знающего о жизни нечто, ускользающее от равнодушных и суетных глаз. Его пьесы адресованы людям, способным к сопереживанию, они не устаревают. Их автор называл себя человеком прошлого, а был человеком на все времена. Пьеса Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» была написана в начале 70-х, а через несколько лет экранизирована Павлом Арсеновым. Главные роли в одноименном фильме сыграли Александр Абдулов и Ирина Алферова.

Спектакль театра «АпАРТе» вырос из дипломной работы студентов ВТУ им. Щепкина - первых выпускников курса народного артиста России, актера Малого театра Бориса Владимировича Клюева. Вчерашние студенты на сцене невероятно искренни и трогательны, а легкая ирония, с которой рассказывается эта история о самом главном, лишь подчеркивает непреходящую ценность этого главного: ничего нет проще, чем потерять любовь, и ничего важнее, чем ее сохранить. Сохранить вопреки своим амбициям, легкомыслию, сиюминутным слабостям. Любить - и не расставаться.

С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них, -
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг! ©
Жила-была молодая семья...Но однажды жена задержалась, а муж начал ревновать. Подозревать. Не верить. И не стало семьи.
А можно так: жила-была молодая семья. Они были счастливы, у них родился чудесный ребенок,но быт...И не стало семьи...
А ещё бывает так: жила-была молодая семья...У них был очаровательный сын. Они жили в согласии 24 года,а потом муж встретил первую любовь...И не стало семьи...
Или: жила-была молодая семья. Но теща вмешивалась в жизнь дочери так, что так и не сумевшая выйти из-под влияния матери девушка подаёт на развод. И не стало семьи...
Для судьи в исполнении Виктории Верберг эти истории стали рутиной. Она устало опрашивает супругов, желающих развестись, по шаблону и даже не особо пытается примирить. Казалось бы, ну капельку внимания,и глядишь, Лавровы бы не развелись (первая история). История Кати и Мити (София Сливина и Антон Коршунов) развивается на фоне других семейных драм. Неспособность супругов, любящих друг друга, найти общий язык, приводит к тому,что окончательно бывшие супруги помирятся только когда измученная переживаниями и любовью к Мите Катя попадет в больницу, после крика:"Я скучаю по тебе, Митя!"Только тогда он забудет все подозрения. На протяжении всего спектакля Антон Коршунов показывает метущегося Митю, терзаемого подозрениями,но которого так и тянет к бывшей супруге. Герой всего исполнении то вызывает сочувствие,то недоумение,то даже возмущение. Козловы...(Наталья Златова и Константин Ельчанинов) тоже ведь любят друг друга. Но устав от быта, решают разбить свои жизни и разойтись. Керилашвили. Ещё одна история о том,как опасно вмешиваться в жизнь детей. И момент, когда после вердикта судьи Алена (Илона Борисова) отпихивает маму и обнимает мужа, очень показателен. Никулины. Муж решил уйти к своей первой любви после 24 лет брака!А жена его любит и просит судью:"Ради меня, разведите!"Она любит его,но из любви отпускает. И на фоне этих историй мы видим жизнь после развода Кати и Мити.
Спектакль вызвал противоречивые чувства. Но для меня эта постановка из тех, у которых есть послевкусие. Когда вспоминаешь, проводишь параллели со знакомыми историями. Заставляет задуматься. И права одна из сестер, пришедших к Лавровым на счёт размена,что нельзя постоянно размениваться своей жизнью, нельзя отпускать любимых. Потому что можно остаться в одиночестве. И Митя этого пока не понимает. Мы можем только поразмышлять:что стоит за такими решениями?Эгоизм или усталость? Любовь или незрелость?

СУДЬЯ. Лаврова, вы поддерживаете иск мужа о расторжении брака?

КАТЯ. Нет.

СУДЬЯ. А вы, Лавров, не изменили свое решение?

МИТЯ. Не изменил.

СУДЬЯ. Лавров, вы когда-нибудь задумывались, что значит для человека любовь, семья?

МИТЯ. Не задумывался.

СУДЬЯ. Это уже не легкомыслие, а какой-то цинизм, наплевательское отношение к жизни. Да не только к своей, а к жизни своих будущих детей, будущего поколения. Вы когда-нибудь задумывались, что у вас могут быть дети?

МИТЯ. Нет.

СУДЬЯ. А следовало бы подумать. Лавров, расскажите суду, что у вас там случилось? В чем главная причина?

МИТЯ. Несходство характеров.

СУДЬЯ. Это общая фраза.

МИТЯ. Невозможность создать семью. Нет ничего общего.

СУДЬЯ. Он пьет?

КАТЯ. Не так уж. Вообще-то не пьет.

СУДЬЯ. Он вас бил?

КАТЯ. Что?..

СУДЬЯ. Лаврова, а вы как считаете, почему ваш муж настаивает на разводе?

КАТЯ. Он считает, что я ему изменила.

СУДЬЯ. Он правильно считает?

КАТЯ. Это не имеет значения.

СУДЬЯ. Как же – не имеет значения? Изменили вы ему или нет?

КАТЯ. На этот вопрос я отказываюсь отвечать.

СУДЬЯ. Ваше право. Но имейте в виду, что вы это делаете во вред себе. Может быть, отложим решение вопроса?

МИТЯ. Для меня вопрос решен окончательно. Семьи тут не будет. Давайте сразу.

Ирина и Митя

ИРИНА. А я все думала: позвоните или не позвоните? Если бы вы знали, что со мной происходило вчера. Когда все сидели и хохмили, а вы встали и вышли – я тоже встала и пошла за вами машинально. Потом спохватилась и вернулась. И я себе сказала: «Какое свинство, ушел и не попрощался».

МИТЯ. Почему же вы так сказали? Мы как будто и не здоровались?

ИРИНА. А я вот сказала. А потом оказалось, что вы еще не ушли. Я тогда совсем соображение потеряла. А вы вдруг говорите: «Только не уходи. Я всегда ухожу последний».

МИТЯ. Там все инженеры оказались с высшим образованием. Так-то по заводу всех знаешь…

ИРИНА. А ты не заметил, там половина были дураки? Один сидел в углу умный, так лучше бы тоже дурак был.

Дело о разводе

СУДЬЯ. В прошлый раз ваше дело было отложено, вам дали время для примирения. Ответчик, встаньте. Вы пытались восстановить хорошие отношения?

КОЗЛОВ. Она уехала к матери, а мне туда нельзя появляться.

КОЗЛОВ. В принципе конечно.

СУДЬЯ. Вы любите свою жену?

КОЗЛОВ. Да, очень.

СУДЬЯ. А вы, истица, встаньте. Любите своего мужа?

КОЗЛОВА. Люблю.

КОЗЛОВА. Разумеется. У нас чудесный ребенок.

СУДЬЯ. У вас ребенок. Сколько лет?

КОЗЛОВА. Два года.

СУДЬЯ. Ребенку два года. Видите?

КОЗЛОВА. Но при таком муже это просто невозможно. У него искаженное мнение обо мне.

КОЗЛОВ. Мнение жены обо мне такое же.

Господи, как не совестно…

КОЗЛОВ. Не будем сейчас.

КОЗЛОВА. Хорошо, не будем.

СУДЬЯ. Когда у вас начались нелады? Почему?

КОЗЛОВА. Причин много. Я даже не знаю. Границы не было, постепенно. Ни разу меня с работы не встретил. Стал нагло себя вести, будить меня, выяснять отношения.

СУДЬЯ. Он ведь учится на вечернем?

КОЗЛОВА (обернувшись к мужу ). Другие почему-то и оттуда вовремя возвращаются.

КОЗЛОВ. Вот так у нее все. Кто-то сказал, позвонил. А оказывается, и не звонил вовсе.

КОЗЛОВА. Звонили!

КОЗЛОВ. Один раз задержался на сорок минут с группой своей…

КОЗЛОВА. Я за него волнуюсь. Жду, меня трясет всю, когда приходит, я плачу. А он предпочитает отмалчиваться. А как-то проучить его, не разговаривать, например, по неделе, я не могу.

СУДЬЯ. А вы что скажете, ответчик?

КОЗЛОВ. Я считаю, жить надо нормально. Один раз пришел поздно – она царапаться! Предупредил: буду все время поздно приходить. Постоянно подозревает – не верю я тебе. Меня это злило. Было один раз основание. Так я же сделал выводы. Подала заявление, даже не ожидал. В суд, и все!

СУДЬЯ. Вы можете что-то сделать, чтобы исправить положение?

КОЗЛОВ. Видно, не подходим мы друг другу. Разные точки зрения буквально по всем вопросам. Скандалы.

СУДЬЯ. Ну и что? Нет людей во всем одинаковых. Это было бы невыносимо скучно.

Митя

Митя позвонил в дверь. Монтер открыл ему.


МОНТЕР. Все спят, отваливай.


Митя прошел в комнату. Она была увешана фотографиями.


Ты что, пьяный?

МИТЯ. Не твое пил.


Фотографии были самые разные: одни выполнены художественно, другие забавно, не обошлось и без обнаженной натуры.


Твоя работа?

МОНТЕР. Ну моя.

МИТЯ (увидел среди других фотографий и головку своей жены ). Кого я вижу! Супруга. Что же ты ее так скромненько?


Монтер пригляделся, оценивая качество фотографии. Митя и это понял не так. Замахнулся. Монтер уклонился.


МОНТЕР. Да что вы ко мне пристали! (Пошел на Митю. ) А ну, отвали отсюда, кретин!


Митя взял со стола стамеску.


Ага, умелец. Ничего, умельца сделаем.


Но тот был уже за столом. Словно бы играя, Монтер стал толкать стол на Митю. На столе лежал рашпиль. Митя схватил его.


МОНТЕР. Ну, это ты брось. Это холодное оружие.


Митя швырнул рашпиль. Монтер закатал рукав, посмотрел.


Так. Теперь жди повестку. За нанесение повреждения холодным оружием есть статья.

Дома

Не разговаривать друг с другом было бы глупо. Пока они живут в одной квартире, надо сохранять нормальные отношения. Сейчас их отношения лучше, чем прежде, сейчас они идеально нормальные.


Митя читает книгу. Катя читает журнал «Юность», кусает булку.


КАТЯ. Тебе там не темно?

МИТЯ. Нет, все в порядке.

КАТЯ. Как же в порядке, ты ничего не видишь.

МИТЯ. Почему, я все вижу.

КАТЯ. Может, лампу подтянуть?


Митя поднялся.


Ты не понял, мне это не нужно. Я хочу, чтобы тебе было удобней.


Некоторое время они читают молча.


МИТЯ. Ты что сухую булку ешь? Возьми, там у меня колбаса, масло есть.

КАТЯ. Зачем, я могу сама в «Гастроном» сходить.

МИТЯ. Зачем ходить, когда все есть. Смешно. Ну, откупишь мне завтра пятьдесят грамм колбасы.


Зазвонил телефон.


КАТЯ. Да? Сейчас. Тебя.


Митя поднялся с раскладушки, взял трубку. Это была Ирина.


ИРИНА. А теперь я решила тебе позвонить. Ничего?

МИТЯ. Ничего.

ИРИНА (передразнила ). Ничего. Ну что же, будем довольствоваться этим. А я сегодня должна была уехать на Украину. У меня ведь отпуск уже два дня! Решила – не поеду.

МИТЯ. Ну, зачем же это.

ИРИНА. Тебе неудобно разговаривать?

МИТЯ. Я перезвоню.

ИРИНА. Тогда прости.


Позвонили в дверь. Катя пошла открыла. Вернулась с немолодой женщиной.


ЖЕНЩИНА. Я по объявлению.

КАТЯ. По какому объявлению?

МИТЯ. Это я дал объявление. О размене комнаты. Прости, я тебе не успел сказать, но ведь рано или поздно надо разъезжаться. Учти, все будет зависеть только от тебя. Если тебе понравится. Я лично согласен на что угодно.

КАТЯ (женщине ). Проходите, пожалуйста, садитесь.

ЖЕНЩИНА. Вот это ваша квартира?

КАТЯ. Там кухня.

ЖЕНЩИНА. Боюсь, что мой вариант вам не подойдет. У нас не отдельные комнаты в разных районах, а одна большая, тридцать метров, но разделенная капитальной перегородкой. Фактически две комнаты. Перегородка почти капитальная и почти звуконепроницаемая.

МИТЯ. Что значит – почти?

ЖЕНЩИНА. Почти совсем ничего не слышно. Дело в том, что мы с сестрой эту перегородку сами поставили. Мы решили так: у человека должно быть место, где он может отдохнуть, где он будет один. Причем действительно, как только мы поставили перегородку, я стала человеком. Я в любую минуту могу пойти в гости, но когда я возвращаюсь – я одна.

МИТЯ. Тогда зачем же вам съезжаться?

ЖЕНЩИНА. Дело в том, что у меня так сложилась жизнь, что нет семьи. Так что теперь моя семья – это, по существу, моя сестра. И вот, казалось бы, пустяк – перегородка. Но это значит – отдельный вход, отдельное хозяйство. Чашки там, ложки тут. Я не ожидала, что это будет так грустно…

МИТЯ. Зачем же вам менять квартиру? Проще сломать перегородку, и будет одна комната.

ЖЕНЩИНА. Вот в том-то и дело, что ликвидировать эту перегородку невозможно. На это нужно специальное разрешение, а нам его не дают. Оказывается, когда мы ставили перегородку, мы должны были взять на это разрешение. А мы не подумали и не взяли. И значит, теперь они не могут дать разрешение, чтобы ее снять.

КАТЯ. Почему не могут?

ЖЕНЩИНА. Это как раз понятно. Как они могут дать разрешение снять перегородку, которую они не разрешали ставить! Я и права не имела на это! А теперь надо идти к инспектору. Но инспектор все равно не разрешит.

КАТЯ. Зачем же идти, если все равно не разрешит?

ЖЕНЩИНА. А затем, что я должна получить отказ.

КАТЯ. А зачем вы должны получить отказ?

ЖЕНЩИНА. А затем, что, когда я получу отказ, я смогу обратиться дальше.

КАТЯ. Да неужели нельзя им объяснить?

ЖЕНЩИНА. Что я могу объяснить, когда я сама виновата!

КАТЯ. Вот и объясните, что вы сами виноваты.

ЖЕНЩИНА. Это они сами мне объясняют, что я сама виновата.

КАТЯ. А теперь вы просите вам помочь.

ЖЕНЩИНА. А зачем они будут мне помогать, если я допустила нарушение!

МИТЯ. Что вы, ей-богу, из ерунды делаете проблему. Хотите, приду в воскресенье и поломаю вам эту перегородку?

ЖЕНЩИНА (смеется ). Как вы ее поломаете, она же почти капитальная!

МИТЯ. Ломать – не строить.

ЖЕНЩИНА (смеется ). А бревна куда? Вот такие бревна!

МИТЯ. Бревна во двор.

ЖЕНЩИНА (смеется ). Но они будут там все загромождать!

МИТЯ. Не будут, их кто-нибудь унесет.

ЖЕНЩИНА. Куда унесет?

МИТЯ. Перегородку ставить.

ЖЕНЩИНА (возбужденно ). А что, вполне возможно… Взять сломать. Снести, и все. И действительно, кто-нибудь возьмет и поставит перегородку у себя. Прекрасный дуб… Вот у вас проблема посерьезней. Разменяться на две комнаты в разных районах – это сейчас непросто. Я не спрашиваю, почему вы разъезжаетесь…


Ответа не было, но женщине не хотелось уходить.


Что делать, это жизнь. Сначала встречи. Что ни день, то встреча… Потом – расставанья. Годы идут… С одним человеком, с другим человеком. Добро бы с чужими – с друзьями! Добро бы с друзьями – с близкими! Казалось бы, зачем расставаться с близкими? Ради того, чтобы потом расстаться со всеми вместе?.. Что же, простите за беспокойство.

КАТЯ. До свиданья…


Женщина ушла.


Мог бы и со мной посоветоваться. Объявление дал. И много таких объявлений написал?

МИТЯ. Много.

КАТЯ. И где расклеить – указал?

МИТЯ. Указал.

КАТЯ. Все расклеил или еще остались?

МИТЯ. Еще остались.

КАТЯ. Может, вместе пойдем расклеивать?

МИТЯ. Можно и вместе.

КАТЯ. Пускаешь пузыри, изображаешь из себя спокойного.

МИТЯ. А что волноваться.

КАТЯ. Ну деловой. Ну маклер. Раньше бы свою деловитость проявил, получили бы двухкомнатную квартиру.

МИТЯ. Какой я делец. Твой приятель, вот этот любитель-фотограф, – вот кто делец.

КАТЯ. Кто тебе дал право так о нем говорить? Что он тебе сделал плохого?

МИТЯ. Я из-за него с женой развелся.

КАТЯ. Ты сам себя развел.

МИТЯ. Кто где ночевал? Я? Или ты? Ты думала, что домой пора?

КАТЯ. Я все время думала: который час? Двенадцать уже! А потом думаю: чего это я трясусь? Никто не трясется, а я трясусь.

МИТЯ. Ничего не знаю. Моя жена не ночует дома. Наставляет мне рога.

КАТЯ. Какие рога?

МИТЯ. Ветвистые. Что я должен думать о своей жене?

КАТЯ. А что ты должен думать, если она твоя жена и ты ее любишь?

МИТЯ. Вот любовь – это не надо.

КАТЯ. Современный человек! Как девчонка ведешь себя. Все остались, и я осталась.

МИТЯ. Все это все. А ты – жена.

КАТЯ. А жена – это, значит, клетка? Мое, да?

МИТЯ. Значит, для тебя это была клетка. Что ж ты раньше не говорила? Я бы тебя выпустил, летай!

КАТЯ. Мужчина! Взял бы дал по морде. Удерживай! Если ты муж, так воспитывай. А то раз – в суд повел.

МИТЯ. Молчи. Еще слово скажешь, пульну чем-нибудь. По башке по твоей пульну!

КАТЯ. Раньше надо было пулять. Сейчас я тебе никто.

МИТЯ. Ты этого хотела.

КАТЯ. Я этого не хотела.

МИТЯ. Почему? Хотела. За что боролась, на то и напоролась. Теперь ты свободная женщина, я свободный человек. Всем хорошо.

КАТЯ. Зачем тогда женился?

МИТЯ. Дурак был. И все дураки, кто женится. Написать бы всем на лбу букву Д, и пускай смотрят на себя в зеркало.

КАТЯ. Вот я сейчас возьму и уйду.

МИТЯ. Иди.

КАТЯ. Смотри, я иду.

МИТЯ. Иди, иди. Только ты вещи забыла.


Катя стала собирать в сумку вещи.


Значит, собираешься?

КАТЯ. Собираюсь.


Митя отнял у нее сумку.


Не трогай меня руками!

МИТЯ. Нет, давай поговорим. Почему именно ты уходишь? Это твоя квартира, оставайся. Вон твоя скатерть, бабушка подарила. Тут твое все. А я к Славке пойду. Где мое белье, где рубашка? Ничего нет. Вот видишь, какая ты у меня хорошая хозяйка!

КАТЯ. Нет уж, оставайся ты. Телефончик дал уже, уже звонят тебе. Тоже по обмену?

МИТЯ. Знакомая звонила.

КАТЯ. И любая от тебя уйдет. И знакомая твоя уйдет. Пусти.


Митя выскочил из комнаты, прихлопнул дверь с другой стороны.


Катя дернула за ручку, крикнула:


Пусти меня!

МИТЯ. Сиди. Я уйду.

КАТЯ. Ты уйдешь, и я уйду. Оставлю дверь открытой, пускай обокрадут.


Митя вошел в комнату, швырнул Катю на тахту. Она заплакала.

Дело о разводе

СУДЬЯ. Фамилия?

ЛАРИСА (молоденькая, по-школьному пухлая ). Керилашвили.

СУДЬЯ. Образование?

ЛАРИСА. Восемь классов.

СУДЬЯ. До этого состояли в браке?

ЛАРИСА. С Цветковым Юрием.

СУДЬЯ. Причина расторжения данного брака?

ЛАРИСА. Он не работает, не учится и мне не дает. Меня всячески унижал, жили мы плохо. Говорил, что я проститутка, что он меня за три рубля купил. Разве можно так? Потом все эти оскорбления, которых я совершенно не заслужила…

СУДЬЯ. Муж пишет в своем объяснении, что вы собираетесь вернуться к своему первому мужу.

ЛАРИСА. Просто он слышал телефонный разговор и построил на этом всякие нелепицы.

СУДЬЯ. Давид Керилашвили, встаньте. Вы поддерживаете иск жены о расторжении брака?

КЕРИЛАШВИЛИ. Я не согласен, какие она указала причины. Здесь причины совершенно другие.


Он небольшой, в красивой бежевой курточке. Приятное, тоже невзрослое, лицо.


СУДЬЯ. Почему вы не работаете?

КЕРИЛАШВИЛИ. Я работаю, но на дому. По состоянию здоровья.

СУДЬЯ. Чем же вы так больны?

КЕРИЛАШВИЛИ. Я четырнадцать лет лежал в гипсе, у меня был туберкулез. Граждане судьи, поймите одно, она не такая уж плохая девушка. Товарищи судьи, я ее любил и люблю сейчас.

СУДЬЯ. Почему же вы не давали ей учиться?

КЕРИЛАШВИЛИ. Граждане судьи, она сказала вам неправду, но она не виновата. Вот здесь сидит ее мать. Лариса это все ее слова говорит. Она своей дочери так сказала: пускай его родители построят вам кооперативную квартиру. Она думает, что грузины богатые. А грузины есть разные, есть богатые, есть бедные. А раз нет квартиры, так я ей не нужен!

СУДЬЯ. Истица, он правду говорит?

ЛАРИСА. Вообще он не любит меня.

СУДЬЯ. Но вот он утверждает, что любит вас.

ЛАРИСА. Нет, он меня не любит.

КЕРИЛАШВИЛИ. Нет, люблю, и ты это знаешь!

ЛАРИСА. Нет, не знаю.

КЕРИЛАШВИЛИ. Ты знаешь через моих звонков, которые я тебе звонил!

СУДЬЯ. Керилашвили, почему вы считаете, что ваша жена хочет вернуться к своему первому мужу?

КЕРИЛАШВИЛИ. Сама она не хочет вернуться. Она порядочная девушка. Это все ее мать. А потом будет три несчастных человека.

МАТЬ. Не будет! Она Юрия Цветкова любит. Ушла от него по легкомыслию – и вот возвращается. Там хотя бы не будет лжи. А Керилашвили, его родители, обещали перед свадьбой: купим вам кооператив.

СУДЬЯ (прервал ее ). Не умеете вести себя в суде – покиньте зал.

ЛАРИСА. Если бы он меня любил, хоть что-нибудь придумал! Почему мы должны жить втроем!..

КЕРИЛАШВИЛИ. Товарищи судьи! Но я жену ни в чем не обвиняю. Она не свои слова говорит. Она не думает так. Если у Ларисы есть три сердца – одно для первого мужа, другое – для меня, а третье еще для кого-то… По-моему, у человека должно быть одно-единственное сердце! Товарищи судьи, я хочу сделать дополнение.

СУДЬЯ. Пожалуйста.

КЕРИЛАШВИЛИ. Товарищи судьи, я прошу удовлетворить ее ходатайство. Пускай у нее будет хороший муж. Пускай у нее будет хороший кооператив. Пускай у нее все будет! И счастье пускай будет!

СУДЬЯ. Суд удаляется на совещание.


Керилашвили и Лариса стояли и тихо разговаривали, мать Ларисы молча смотрела на них, потом не выдержала:


Ну сколько можно! Двухличная! Двухличная!


Но они стояли, не слушая ее.


ЛАРИСА. Иди, мама.

МАТЬ. Двухличная!

ЛАРИСА. Иди отсюда!

Митя и Ирина

МИТЯ. Девушка, разрешите с вами познакомиться.

ИРИНА (обернулась, счастливо и нежно воскликнула ). Разрешаю! Я очень хочу с вами познакомиться!

МИТЯ. Но я давно уже здесь. Два раза других за тебя принимал.

ИРИНА. Они были лучше меня?

МИТЯ. Пока нет.

ИРИНА (грустно ). Ты какой-то шебутной. Сам не знаешь, чего хочешь. А вокруг ходят и бегают девушки и чем-то беспокоят… И это неправильно, нехорошо, неуважительно, обидно, несправедливо… Сегодня утром я испугалась, что меньше тебя люблю. А потом в четыре часа вдруг стало так по тебе тоскливо!


Митя взял ее руку, погладил.


Не смей. У меня сейчас сердце выскочит.

МИТЯ. Идем ко мне.


Она подняла к нему голову, вгляделась, кивнула.


Дома Митя включил телевизор, спросил:


Чаю хочешь?

ИРИНА. Не уходи, посиди здесь.


Он сел.


По-моему, ты не только боишься поверить, что я тебя люблю. Ты все еще боишься поверить, что и ты меня любишь. Я ведь от тебя ничего не требую. Хочешь, будем, как в школе, дружить. Хочешь, будем как за границей. Я твоя девушка. Вот так. (Села Мите на колени, обвилась вокруг него. )

МИТЯ. Хочу так.


Стукнула дверь. Они оторвались друг от друга, обернулись. Это была Катя. Она смотрела на Ирину. Та не отвела взгляда.


КАТЯ. Прости, я не знала, что ты не один. Забыла тут кое-что.


Стала искать, выдвигала ящики, открывала дверцы шкафа.


Митя и Ирина сели на два стула перед телевизором. Смотрели, не видя.


КАТЯ (нашла кофточку, сложила ). Будут письма, принеси в общежитие.


И ушла.


Митя и Ирина сидели перед телевизором, как и при Кате, отдельно. Но что-то и объединило их.

Дело о разводе

СУДЬЯ. Причина развода?

НИКУЛИН. Несовместимость характеров.

СУДЬЯ. Сколько лет состоите в браке?

НИКУЛИН. Двадцать четыре года.

СУДЬЯ. Двадцать четыре года. Что же у вас сейчас случилось?

НИКУЛИН. Мы пришли к выводу, что настоящего чувства между нами нет.

СУДЬЯ. Какие у вас претензии к жене?

НИКУЛИН. Никаких претензий.

СУДЬЯ. Где же тогда ваша несовместимость? В чем она заключается?

НИКУЛИН. Товарищ судья, это сложный вопрос. Об этом психологи пишут книги.

СУДЬЯ. У вас есть сын?

НИКУЛИНА. Это мой сын. Муж его усыновил.

СУДЬЯ. У отца с ним нормальные отношения?

НИКУЛИНА. Чудесные.

СУДЬЯ. У всех чудесные отношения, а вот что получается… Никулина, вы согласны на развод?

НИКУЛИНА. Согласна.

СУДЬЯ. Согласны. А потом локти будете кусать. Целую жизнь прожили вместе, и вот остаетесь одна… Не знаю, оснований для развода нет.

НИКУЛИН. Почему нет? Я указал причину.

СУДЬЯ. Это не причина. Это отговорка.

НИКУЛИН. Хорошо, мы хотели обойтись без подробностей, однако, если вам это необходимо, пожалуйста. Я встретил женщину, с которой много лет назад нас связывало сильное чувство… Мы поняли, что любим друг друга по-прежнему.

СУДЬЯ. Это другой разговор. Встретили женщину. Вы говорите, что раньше вас связывало сильное чувство. Что же вам помешало вступить в брак?

НИКУЛИН. Шла война, пожениться нам не удалось. Когда я вернулся с фронта, она была замужем.

СУДЬЯ. Вышла замуж, когда вы были на фронте?

НИКУЛИН. Да, вышла замуж, когда я был на фронте. Так сложились обстоятельства. После войны я вступил в брак с моей теперешней женой. Мы знали друг друга с детства. В то время она жила одна, имела ребенка двух лет. Она была несчастная…

СУДЬЯ. Так… А сейчас вы встретили свою знакомую. Когда это случилось?

НИКУЛИН. Около года назад. Она также подала иск о расторжении брака. Детей у нее нет.

СУДЬЯ. Значит, две семьи распадаются. А стоит ли это?.. Как у вас сложится жизнь с вашей знакомой – это же никому не известно, ни вам, ни ей. Давайте все-таки подождем. Отложим решение вопроса.

НИКУЛИНА. Товарищ судья, я не знаю, как это нужно сформулировать для решения суда, но прошу вас удовлетворить иск. Дело в том, что мы уже год живем в одном доме как чужие люди. Я не могу видеть человека, каждый, каждый день видеть своего мужа, который любит другую женщину. Ради меня, прошу вас! Решите это сейчас, если можно.

Катя и Митя

МИТЯ. Письма тебе.

КАТЯ. Спасибо, что принес.

МИТЯ. Как живешь?

КАТЯ. Нормально. А знаешь, я за тебя рада. Ирина Григорьевна очень хорошая девушка.

МИТЯ. Какая Ирина Григорьевна?

КАТЯ. Ах, уже Ира? Я не знала. Надеюсь, у вас все в порядке?

МИТЯ. Все в порядке.

КАТЯ. По-моему, она очень чувственная.

МИТЯ. Возможно.

КАТЯ. Я ведь правда желаю тебе счастья с ней.

МИТЯ. Спасибо.

КАТЯ. Значит, у вас все решено?

МИТЯ. Пока нет.

КАТЯ. Но скоро решится.

МИТЯ. Может быть.

КАТЯ. Нет, я рада, что именно она. Во-первых, вы очень подходите друг другу. Во-вторых, она действительно тебя любит. Это же главное. И вообще – тонкая, оригинальная, интеллигентная девушка. Честное слово, я рада. Немножко нервная. Поначалу это хорошо, но в домашней жизни – не всегда. И побольше бы ей самолюбия. Никогда не надо быть смешной.

МИТЯ. Чем же она смешная?

КАТЯ. Прости… Она обо мне ничего не спрашивала?

МИТЯ. Нет.

КАТЯ. А что-нибудь говорила?

МИТЯ. Нет.

КАТЯ. Доказывает ее ум. Тоже плюс… Но знаешь, Митя, может быть, это какой-то пережиток, атавизм – но ты лучше не лезь мне на глаза вместе с нею.

МИТЯ. А что?

КАТЯ. Боюсь, придушу ее.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

страницы: 1 2

Спектакль 4-го курса Виктора Рыжакова

«С любимыми не расставайтесь» Александра Володина
Режиссёр Георгий Сурков
Сценограф Ольга Никитина
Ассистент режиссёра Ольга Топунова

Действующие лица и исполнители:
Судьи – Варвара Шмыкова, Сергей Шадрин
Катя – Дарья Жовнер
Митя – Степан Азарян
Валера – Роман Васильев
Ирина – Джордан Фрай
Козловы – Варвара Феофанова, Артем Дубра
Монтер – Сергей Новосад
Женщина – Алевтина Тукан
Керилашвили – Варвара Феофанова, Рональд Пелин
Мать – Ирина Обручкова
Никулины – Ирина Обручкова, Алексей Каманин
Мироновы – Алевтина Тукан, Никита Юськов
Беляевы – Ирина Обручкова, Алексей Ермошкин
Шумиловы – Ирина Обручкова, Алексей Каманин
Он, Она – Рональд Пелин, Варвара Феофанова
Девушка – Алевтина Тукан
Медбрат – Сергей Новосад

В спектакле звучат песни:
из репертуара ВИА «Верасы» «Любви прощальный бал» (музыка: В. Раинчик, слова: В. Некляев)
из репертуара Нины Бродской «Не пройди» (музыка: Ю. Акулов, слова С. Льясов)
«Давай никогда не ссориться» (музыка и слова: Ю. Цейтлин)
из репертуара Аиды Ведищевой «Смешной паренек» (музыка: В. Шаинский, слова: В. Аленин)
из репертуара бит-квартета «Секрет» «Я люблю буги-вуги» (музыка и слова: М. Науменко)

«С любимыми не расставайтесь» Володина – тот материал, который непременно должен был появиться в репертуаре «Мастерской Виктора Рыжакова».
Больше десяти лет на сцене Художественного театра идет спектакль Рыжакова по одноименной пьесе, в котором играет уже третье поколение самых молодых артистов МХТ. Возможно, в него бы когда-то даже ввели сегодняшних студентов Мастерской. Но судьба распорядилась иначе. Тем интереснее.
Сегодня к пьесе Володина обращается молодой латвийский режиссер Георгий Сурков. Режиссер работает со знаками 1970-х годов – точно воспроизводит его эстетику и фактуру, музыкальный и визуальный ряд. При этом парадоксальным образом спектакль обретает абсолютно современное звучание. Складывается актуальным.
Режиссер работает с сокращенной версией пьесы, скроенной по законам киносценария. Быстрый монтаж. Склейка. Вслед за ритмом сегодняшней Москвы – перед зрителем пролетают бесконечные истории расставаний. Дела о разводах. Чем ближе к финалу – тем быстрее, «легкомысленнее» и циничней люди покидают друг друга. Расстаются. Делят имущество. Ругаются. И всё это впроброс. Всё это как бы неважно.
Важно – то, что вокруг. Танцы, музыка, веселье. Главный здесь – конферансье, который «шутками-прибаутками» закрывает каждое следующее дело. «Лучше не думать». Не задумываться о том, что ты сейчас натворил, что совершил. Как твое быстрое действие может разрушить что-то главное. Такое время. Такие ритмы.
Артисты работают крупным планом. Сценическое пространство складывается прямо на наших глазах с той же скоростью, с какой герои пьесы «перестраивают» свои судьбы. Возникает. И тут же схлопывается.
Это история поколения – больших потерь в жизни этих ребят и девушек еще не случалось. Им по 20. И, кажется, что всё впереди, всё можно переиграть – «о плохом» просто лучше не думать. Всё черновик, а завтра мы заживем начисто. Или развод - это просто понарошку.
Финал пьесы разрешается с легкостью. Нужно было просто кому-то подойти, сделать первый шаг. Ничего не исчезло. С любимыми не расставайтесь. Подумайте об этом.

Фото Екатерины Цветковой и Натальи Базовой

Похожие публикации